Корзина
пуста

АВТОМАТИЗАЦИЯ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ

Сегодня на рынок цифровых технологий уверенно выходят решения от российских разработчиков. Благодаря им становится возможной реализация таких проектов как ускорение процессов обслуживания и персонализация подхода к покупателям на основе искусственного интеллекта. Ранее все эти функции строились на основе инструментов от зарубежных разработчиков, однако в связи с актуальными событиями потребность в российских программных продуктах растет день ото дня.

слайдер с товарами

 

КАК ТРАНСФОРМИРОВАЛСЯ РИТЕЙЛ

Пандемия вынудила ритейлеров обратиться к технологиям, подразумевающим минимальный физический контакт продавцов и покупателей с платежными средствами. Именно тогда начали активно внедряться альтернативные технологии – к примеру, оплата покупки взглядом. Правда, сфера применения такого метода остается достаточно ограниченной: так, воспользоваться ей могли только клиенты Сбербанка, прошедшие биометрическую регистрацию и скачавшие мобильное приложение для телефона.

 

*

 

Куда более популярным вариантом перечисления денежных средств стала оплата по QR-коду. В ряде азиатских стран она используется достаточно давно, однако в России технология начала применяться лишь в 2021 году. Особенности такой оплаты заключается в переводе денежных средств через систему быстрых платежей (СБП) после считывания QR-кода мобильным телефоном. Технология продемонстрировала ряд преимуществ для всех участников ритейла: так, покупатели избавлены от необходимости носить с собой наличные и карты и оценивают ее как удачную альтернативу приложениям Google Pay и Apple Pay, недоступным в России с марта 2022 года. Что касается продавцов, то они получили возможность значительно сэкономить на комиссиях, поскольку для перевода средств по QR-коду она составляет всего 0,4-0,7% от суммы покупки против 2-3% для карт.

 

*

 

Первопроходцем в плане внедрения данной технологии стал Fix Price. Чуть позже к нему присоединился «Магнит» и ряд крупных региональных продовольственных сетей. Оплата по QR-коду становится возможной и для магазинов непродовольственных товаров. При этом воспользоваться такой возможностью можно как на обычной кассе, так и в кассе самообслуживания.

Что касается тех самых систем самообслуживания, то сегодня их установка в магазинах уже не кажется чем-то уникальным и экзотическим. На данный момент точки самообслуживания оборудованы как в крупных федеральных, так и небольших ритейлерских сетях, причем как продовольственных, так и предлагающих иные группы товаров. Такая популярность объясняется рядом безусловных достоинств онлайн-касс: от значительного повышения пропускной способности точки продаж до увеличения спроса и роста лояльности покупателей.

 

*

 

Также можно отметить и постепенное применение цифровых решений непосредственно для торговых залов. Один из примеров – так называемые «умные весы», которые уже были опробованы в некоторых гипермаркетах сети «Лента». Оборудование распознает тип товара через камеру с точностью до 95-98%. Благодаря этому значительно сокращается время обслуживания, а покупатель чувствует себя более комфортно, поскольку ему не требуется точно запоминать артикул товара или его номер на весах. Еще один пример, уже из области футуризма – робот для проверки ценников в торговом зале. Пока что его проверили только в гипермаркете «Пятерочка», расположенном в Казани, однако даже непродолжительные испытания показали значительное снижение нагрузки на персонал благодаря ежечасной проверке ценников данным оборудованием.

Не менее важное значение имеет и автоматизация неочевидных для покупателей процессов в ритейле. Как правило, она успешно применяется в аналитике и прогнозировании, разработке программ лояльности, складской работе, управлении товарооборотом и логистикой. Кроме того, демонстрируется высокий спрос на решения для электронного документооборота, в том числе электронных чеков и цифровых накладных.

РИТЕЙЛ СЕГОДНЯ: БИЗНЕС В НОВЫХ РЕАЛИЯХ

С точки зрения автоматизации процессов, сегодня можно выделить ключевые аспекты ритейла, в которых грядут или уже начались серьезные перемены. Как правило, все они связаны с ПО в сфере аналитики, планирования закупок, поставок и логистики, планирования ассортимента и управления товарными запасами.

Ранее российский ритейл полагался в основном на зарубежные сервисы для автоматизации всех этих процессов и в первую очередь на системы управления базами данных и облачные решения. Основными поставщиками ПО являлись компании SAP и Oracle. Однако после ухода с российского рынка их облачные сервисы недоступны, а локальное ПО под сомнением в плане безопасности и стабильности дальнейшей эксплуатации. Все это создает ряд сложностей для работы в том числе и для обслуживания клиентов, и для оперативного решения тех или иных вопросов, что в свою очередь повышает риск убытков. Именно поэтому спрос на замещение технологий по-прежнему остается высоким, а поиск новых разработчиков как никогда актуальным.

 

*

 

Если государственные компании уже несколько лет занимаются вопросами импортозамещения программного обеспечения и технологий, то ритейлеры не считали нужным уделить этому достаточно внимания вплоть до событий 2022 года. Неготовность привела к необходимости поспешной и практически экстренной замены ПО, что не могло не вызвать некоторых сбоев – в частности, проблем с клиентскими сервисами. К примеру, в некоторых сетях было приостановлено начисление и списание бонусных баллов, а в других – покупателям на время перестали поступать акционные предложения в рамках программ лояльности.

Часть сложностей, с которыми сегодня приходится справляться ритейлерам, также связана и с оборудованием, а точнее, с такими их элементами и составляющими как системы хранения информации, серверы, контроллеры. Специалисты также ожидают возможных проблем с комплектующими, однако активная работа над перестроением логических цепочек, в том числе при помощи государства, позволяет надеяться, что они также будут решены.

 

*

 

В то же время некоторые зарубежные компании по-прежнему предоставляют услуги в России и обеспечивают необходимую поддержку и обслуживание клиентов, однако ситуация как в мире, так и в сфере ритейла остается непредсказуемой. Тем важнее сейчас активная разработка отечественного ПО с возможностью комфортного перехода на него для всех розничных сетей. Стоит отметить, что процесс был запущен уже в 2019 году, когда ритейл оценил не только функциональность российских решений, но и их стоимость – на 30-40% дешевле зарубежного. Помимо программного обеспечения активно закупается и оборудование: большую часть касс самообслуживания для магазинов сегодня выпускают отечественные производители.

 

*

 

АВТОМАТИЗАЦИЯ РИТЕЙЛА В НОВЫХ УСЛОВИЯХ: АЛЬТЕРНАТИВЫ И ВОЗМОЖНОСТИ

Современные реалии таковы, что останавливать процессы автоматизации в розничных продажах не только нецелесообразно, но и просто невозможно. В первую очередь это необходимо для эффективной работы компании и ее соответствия всем актуальным требовании рынка, а значит и для роста продаж, и увеличения прибыли. Кроме того, использование специального ПО позволяет идти в ногу со временем, развиваться, обеспечивать сотрудникам помощь для комфортного и качественного решения их непосредственных задач, а потому пробовать что-то новое и улучшенное или вовсе отказываться от тому подобных технологий было бы странно.

Одним из ключевых направлений автоматизации в данном случае становится установка касс самообслуживания. Как уже было сказано выше, розничные сети проявляют значительную лояльность к отечественным разработкам, причем как к самому оборудованию, так и программному обеспечению для него. И это связано с рядом преимуществ подобного решения.

 

*

 

Едва ли стоит возражать против очевидного: установка таких аппаратов также обходится недешево и по стоимости соответствует затратам на оборудование традиционных кассовых узлов. Однако появляется возможность снизить нагрузку на кассиров, а также оптимизировать штат, поскольку на 4-6 касс СО чаще всего достаточно одного сотрудника. Не менее важна и экономия площади: если для стандартного узла требуется 2-4 квадратных метра пространства, то для аппарата самообслуживания – около 0,5 квадратных метра. Такая эргономичность делает кассы самообслуживания вполне актуальным решением и для небольших магазинов и точек продаж.

каталог с товарами

Автоматизация документооборота также высоко ценится ритейлерами – в том числе и во всем, что касается электронных чеков и накладных. Специальное программное обеспечение для таких сфер торговли имеет тщательно продуманные и четкие алгоритмы, благодаря которым рутинные бизнес-процессы протекают намного быстрее, а любые непредвиденные корректировки вносятся легко и за несколько минут.

Снижение затрат на ФОТ и облегчение работы сотрудников – не менее ценные преимущества и в данном аспекте. Эксперты посчитали, что, например, та же автоматизация склада в ритейле снижает уровень трудозатрат на 30%, а стандартный период полной обработки заказов уменьшается практически вдвое. Современные электронные сервисы и приложения не только берут значительную часть работы на себя, но и способны подсказывать сотрудникам склада, когда и в какой последовательности может потребоваться выполнение тех или иных операций, а это означает повышение производительности труда.

 

*

 

Еще один аспект – поддержка клиентов. Автоматизация позволяет снизить нагрузку и на операторов колл-центров, поскольку с частью задач начинает справляться искусственный интеллект, успешно сортирующий задачи и вопросы и находящий для них верное решение. Специально для этого была разработана технология IVR (Interactive Voice Responce) для маршрутизации звонков. Именно это решение отвечает за перенаправление звонков тем или иным специалистам в зависимости от специфики вопроса. Однако в этом случае необходима тщательная настройка и доработка сервиса под конкретную компанию для стабильного и корректного удовлетворения запроса клиента.

 

*

 

Сегодня автоматизация ритейла осуществляется по всем возможным направлениям, а потому поиск новых технологических решений становится приоритетной задачей как для участников бизнеса, так и для разработчиков. Оперативное и качественное внедрение актуальных отечественных сервисов и ПО позволит сохранить как стабильность развития и работы розничных сетей, так и лояльность клиентов.

0.11 с